Квартиры стали просторнее, а дома красивее. При этом большие и уютные дворы-скверики и палисадники у подъездов остались достоянием советского прошлого.
Хотя в первые два-три года государство достраивало некоторые районы и объекты, строительство которых началось или было уже конкретно запланировано в 80-е годы.
Одно из таких мест — микрорайон Жетысу. В конце 80-х там понастроили девятиэтажные дома с несколькими подъездами, расположив их друг к другу под небольшим углом, из-за чего сверху район походил на пчелиные соты. В начале 90-х к этим комплексам со стороны улицы Саина впритык пристроили ещё по девятиэтажному дому с одним подъездом.
Главной внешней изюминкой этих новых зданий стали изображения храмов, сфинксов и других архитектурных сооружений на торцах.
Из-за плачевного экономического состояния в стране некоторые новые дома, построенные в ранние 90-е, смотрелись довольно депрессивно. Но при этом имели какие-то уникальные элементы на фасадах. Например, круги вокруг окон.


Параллельно разворачивали свою деятельность коммерческие застройщики и девелоперы. Среди самых крупных — компании «Базис», «Век, «Элитстрой».
И если в первой половине 90-х достраивались советские проекты, во второй начали появляться новые объекты с уже новыми стандартами — ограждения двора, отделка фасадов, улучшенная планировка квартир.
Большая часть проектов этих лет ориентировалась на стиль постмодернизма. Его отличают индивидуализм, сочетание разных стилей, яркие цвета, обилие декора, закрытая территория.
И если в первой половине 90-х достраивались советские проекты, во второй начали появляться новые объекты с уже новыми стандартами — ограждения двора, отделка фасадов, улучшенная планировка квартир.
Большая часть проектов этих лет ориентировалась на стиль постмодернизма. Его отличают индивидуализм, сочетание разных стилей, яркие цвета, обилие декора, закрытая территория.
Многоквартирные дома часто строили на свободных участках в центральных жилых районах. Иногда эти дома были хоть и высотные, но совсем небольшие. Так как строили их также на небольших пустырях. Но если была возможность, то здание строили покрупнее. При этом двор мог быть совсем маленьким. Либо весь двор занимала автостоянка. Иногда это даже нельзя назвать двором. Скорее, просто придомовая территория. Зато почти всегда огороженная. Стремление отгородиться от остального мира — одна из знаковых тенденций жилых проектов в 90-е. При въездах в богатые жилые комплексы даже были будки с охранниками.


Другие тенденции — это нередко наличие подземного паркинга, коммерческие первые этажи, миниатюрные и неуютные дворы, небольшое количество зелени вокруг дома или полное отсутствие, архитектурные изыски. Многие дома были уже не просто прямоугольными коробками серого или бурого цвета, а сооружениями с причудливыми геометрическими формами, выкрашенными в различные цвета (чаще всего белый, кофейный, кремовый, стальной, голубой, синий). Однозначным минусом таких вот помпезных домов были опять же дворы. Кое-где они были не просто миниатюрные, но абсолютно неуютные, без какой-то зелени. Это объяснялось тем, что они не приносили денег, в основном убытки. Во дворах сравнительно богатых жилых комплексов ставили беседки. Но таких объектов было очень мало.
Вот как писал о тенденциях в градостроительстве тех лет выдающийся алматинский архитектор Алмас Ордабаев:
«Ещё больший успех постмодернизм обрёл после развала СССР. Новый заказчик интуитивно оценил плюрализм новой проектной стратегии, плавно переходящей в популизм и далее в китч. В новой стилистике чётко прослеживается рекламно-дизайнерский метод проектирования в угоду разнообразных прихотей и навязчивых идей — от „дворянских усадеб“ и „дворцов“ до безумных экспериментов в экзотических этностилях. Постмодернизм стал удобной ширмой для прикрытия как низкого уровня культуры и амбиций заказчиков, так и степени конформизма и профессионализма архитекторов. И это ещё один весомый резон для сохранения эстетических ценностей исторической части города, созданной трудом настоящих профессионалов».
Материал подготовлен при содействии алматинских архитекторов Адильжана Псяева, Давида Каминского и Владислава Филатова.
«Ещё больший успех постмодернизм обрёл после развала СССР. Новый заказчик интуитивно оценил плюрализм новой проектной стратегии, плавно переходящей в популизм и далее в китч. В новой стилистике чётко прослеживается рекламно-дизайнерский метод проектирования в угоду разнообразных прихотей и навязчивых идей — от „дворянских усадеб“ и „дворцов“ до безумных экспериментов в экзотических этностилях. Постмодернизм стал удобной ширмой для прикрытия как низкого уровня культуры и амбиций заказчиков, так и степени конформизма и профессионализма архитекторов. И это ещё один весомый резон для сохранения эстетических ценностей исторической части города, созданной трудом настоящих профессионалов».
Материал подготовлен при содействии алматинских архитекторов Адильжана Псяева, Давида Каминского и Владислава Филатова.

Источник: orda.kz